Кстати, за одесский трамвай… Фотоистория.

Одесский трамвай! Это отдельная и увлекательная поэма, это поэзия шуток и анекдотов, это предмет описаний серъезных писателей и куплетистов.

Итак, в Одессе 7 (20) июля 1880 года открылась первая линия «конки». Её маршрут: от ул. Ришельевской по Почтовой, Канатной, Сабанееву переулку через Александровский парк к пляжу «Ланжерон». Конки назывались трамкаретами и запрягались парой, а то и четверкой добрых лошадей. По линиям курсировали открытые и закрытые вагоны. В открытые вагоны можно было запрыгнуть прямо во время движения. Они вмещали пару десятков человек, и таких вагончиков имелось 115. Закрытые вагоны были рассчитаны на 20—30 человек, их было 85 штук. В начале ХХ века появились, в количестве 40 единиц, закрытые вагоны с империалом — открытой площадкой на крыше. Они вмещали до 50 человек. Ехать на империале женщинам первоначально было запрещено, запрет отменили только в 1903 году после бурных дискуссий. Проезд разрешался только сидя, а стоять могли всего шесть человек на задней площадке вагона. На переднюю площадку и ступеньки вагона пассажиры не допускались. Если в вагон садились дамы в шляпках с острыми концами, на эти шляпочные концы надевались специальные «предохранители» — во избежание ранения других пассажиров. Стоимость проезда — пять копеек, сумма по тем временам немалая. Ну а проезд на дачи в курортную зону обходился в целых 10 копеек. Зато часто в такие зоны отдыха конка доставляла «прямо к песку у моря».

К концу 1888 года таких маршрутов было уже 19. Вагоны хранились в депо на Куликовом поле, а лошади содержались в конюшнях на Ботанической улице (между улицей Канатной и Французским бульваром).

Затем соорудили две новые линии, но уже на паровозной тяге. Одна линия от Пантелеймоновской улицы до пляжа «Золотой берег» (16-я ст. Большого Фонтана), другая — от Херсонского сквера к Хаджибеевскому лиману (протяженностью 9 километров). Лошадей заменили «паровички». Это были небольшие паровозики с неуклюжей широкой трубой, за что одесситы называли их «Ванька головатый». В память о «паровичках» на Большефонтанской и Люстдорфской дорогах остановки назывались станциями. Так называются и сейчас. Отдельные строения станций сохранились до сих пор (8, 9-я станции).

22 августа (9 августа по старому стилю) 1907 года в свой первый рейс отправился Люстдорфский трамвай − первый одесский трамвай, соединивший окраину города с поселением немецких колонистов Люстдорф (ныне поселок Черноморка, Одесской области). Он появился на три года раньше одесского городского трамвая, торжественный запуск которого состоялся 24 сентября 1910 года.

Таким образом, Люстдорф, или как его еще называли «Ольгино», стал первой сельской местностью в тогдашней Российской империи, имеющей свой собственный электрический трамвай.

Проект электрического трамвая был задуман Одесской городской думой еще в 1908 году, в том же году началось строительство и в 1910 году, к дате открытия в Одессе Росийской торгово-промышленной выставки, Русско-Бельгийским обществом были пущены первые трамвайные линии. 24 сентября 1910 года состоялось торжественное открытие первой линии электрического трамвая. Градоначальник Толмачёв перерезал трёхцветную ленту и четыре разукрашенных вагона вышли из деревянного депо в районе Лидерсовского бульвара по Александровскому парку, Канатной, Греческой улицам к Греческой площади. Одесса таки да имела что показать, предложить, продемонстрировать. Ну, а то, что она умела удивить, ошеломить и изумить, то об этом и говорить нечего.

Те старые одесские трамваи не просто пассажиров перевозили, а зачастую становились градообразующими. Яркий тому пример — Аркадия. Директор бельгийского акционерного общества конных железных дорог Эмиль Камбье, гуляя по окрестностям города, набрел на балку, имеющую выход к морю. Камбье решил, что пляж, на который выходит балка, может стать довольно популярным. Ведь для того, чтобы попасть на другие пляжи, нужно было спускаться по довольно крутым склонам. Камбье продлевает линию трамвая до расчищенной балки и открывает рядом ресторан, который назвал «Аркадия».

Первый электрический трамвай соединял Ланжерон и Греческую площадь. Вагоны выпускала бельгийская фирма, так что неудивительно, что долгие годы трамвай в Одессе назывался «бельгийским». Основная масса трамвайных линий проходила по существующим рельсам конки, принадлежавшим тому же Русско-Бельгийскому обществу, поэтому новое строительство было сконцентрировано на контактной сети и тяговых подстанциях для электрической тяги трамваев. По бельгийскому проекту трамвайные линии не имели номеров, как и линии конки. Каждая линия называлась по начальной или конечной станции. «Вагон идет до Большого Фонтана», объявлял кондуктор. Чувствуете? Кондуктор! Даже названия взяли от молодой железной дороги. Водителей трамваев в Одессе стали называть ватманами. Интересно, что такое же название (от watt— единица мощности, man — человек) бытовало и в Бельгии. Впрочем, это лишь одна из версий. А слово «вагоновожатый» в Одессе не прижилось.

К водителю предъявлялись высокие требования: быть внимательным и обходительным; как и в паровых трамваях, он работал только стоя. Эти должности были весьма престижными и их исполняли с высокой гордостью только мужчины. Кондуктор обилечивал пассажиров, объявлял остановки, давал сигнал для отправки вагона, дергая за подвешенный к потолку канат и в кабине вагоновожатого раздавался мелодичный звон. Позже, трамвайным линиям придали номера, которые были присвоены по порядку номеров введения их в строй.

К 1911 году в Одессе действовали 31 трамвайная линия. Самое большое количество трамвайных номеров в России в то время. Город опоясывали трамвайные линии во всех направлениях. Через каждые два квартала красовалась трамвайная остановка под красивыми грибками, построенными тем же Русско-Бельгийским обществом, укрывающие от дождя, снега и ветра пассажиров, ожидающих прихода следующего трамвая. Часто трамвая ожидали 20-30 минут , чтобы проехать пару остановок, всего 200-300 метров.

Интересная деталь была у старых трамваев того времени — фонарь над лобовым стеклом, как спереди, так и сзади трамвая. Поздно вечером свет этого фонаря давал людям ценную информацию. Если свет был белый, то значит позже еще будет трамвай этого маршрута, если свет был синий, то это означало, что по этой линии еще есть трамвай, но не этого маршрута. Ну, а если был красный свет, то понятно, что трамваев не будет больше и надо срочно бежать, чтобы успеть на этот последний трамвайный вагон.

Трамваи входили в быт, к ним привыкали, о них пели, зачастую в блатных песнях. Из анекдотов об одесском трамвае можно составлять целые тома. И одесские щипачи тоже стали использовать трамвай для собственного промысла. «Ильфопетровский» эпизод с Балагановым в трамвае — яркий пример такой ситуации, описанной в художественной литературе.

Попробуйте заговорите со старым одесситом о трамвае его детства, и вы увидите потеплевший взгляд, грустную улыбку и услышите начало восторженного монолога: — Вы себе даже не можете представить наш одесский трамвай, что внутри, что снаружи — это «эпыс (идиш — что-то прекрасное). Прокатиться на буфере-«колбасе» — это же одно удовольствие! Платить за проезд не надо, ветерок обдувает тебя во все стороны. Прелесть. А эти «грибки» на остановках, а эти самобытные металлические столбы, а надписи на окнах вагонов «Не высовываться»! Одесский трамвай – герой многих литературных произведений. О нем упоминали не только одесские авторы, как не только одесские авторы воспевали его «образ» в своей прозе и стихах. Бабель черпал много характерных фраз, которые потом вставлял в уста своих героев, именно в одесском трамвае. Известен, например, и такой исторический факт. Иван Бунин попросил руки Анны Цакни у ее отца, Николая Цакни, издателя и редактора «Южного обозрения», когда они вместе ехали в одесском трамвае… А еще одесский трамвай — большой артист, который снялся во многих фильмах не только Одесской, но и других киностудий.
«Хотя б чуть-чуть со мной побудь,
Ведь я иду в кругосветное странствие.
В твой дальний край идет трамвай,
Весь твой рейс до 16-й Станции.
В мой дальний край идет трамвай,
Весь твой рейс до 16-й Станции.»
Леонид Утесов

/по материалам: Влад Карп «Тайны одесских катакомб», издание «Одесская жизнь», вэб-сайты сети Internet/

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*